Программа профилактики
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Программа профилактики


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Мокрушанская средняя общеобразовательная школа"
Беловского района Курской области

Разработка программы
по профилактике наркомании и асоциального поведения
«Мы выбираем здоровье!»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I.Паспорт программы

II. Пояснительная записка
III. Цель и задачи программы
IV. Нормативно-правовая база
V.Принципы организации деятельности
VI. Организация деятельности по реализации программы:
1. Участники программы
2. Сотрудничество школы с другими учреждениями
3. Информационное обеспечение
4. Работа с педагогическими кадрами
5. Работа с обучающимися
6. Просветительская работа с родителями
7. Методическое обеспечение
8. Материально-техническое обеспечение
VII . Критерии эффективности реализации программы
VIII. Прогнозируемый результат деятельности
IX. Контроль, анализ и коррекция хода деятельности и результатов
X. Содержание деятельности по реализации программы
1.Этапы программы
2. План мероприятий по реализации программы
XI. Литература

 


Паспорт программы

Наименование программы Профилактика наркотического и асоциального поведения среди обучающихся «Мы выбираем здоровье»
Дата утверждения программы Решение педагогического совета от 29.08.2013 года, протокол №1
Приказ директора № 106 от 01.09.2013г.
Разработчики программы Шмалько Т.В., заместитель директора по воспитательной работе
Заречная Л.Н., учитель ОБЖ
Назначение программы Создание комплексной системы мер по профилактике наркотиков, формирование у детей и подростков антинаркотического мировоззрения, негативного отношения к наркотикам, установка на ведение здорового образа жизни и улучшение духовно – нравственной культуры в обществе.
Основание для разработки программы Государственная программа Курской области «Профилактика наркомании и медико-социальная реабилитация больных наркоманией в Курской области»,Целевая программа Беловского района «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы»
Задачи программы - пропаганда здорового образа жизни; обучение навыкам
ответственного поведения в пользу своего здоровья; профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде ; организация просветительской работы среди родителей в вопросах сохранения здоровья детей; предупреждение употребления ПАВ детьми и подростками

Сроки реализации программы 2013-2016 год
Ожидаемые результаты реализации программы Повышение уровня информированности школьников о здоровьесберегающих направлениях;
методическое и информационное взаимодействие всех участников учебного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, токсикомании, асоциального поведения; воспитание здорового гражданина с морально устойчивыми качествами.

Формы
и методы

реализации групповые, индивидуальные, коллективные;
информационный( рекламные листки, плакаты,

буклеты), аудио и видео презентации, дискуссии, коллективные творческие дела

Участники реализации программы Обучающиеся, педагогический коллектив, родители, медицинские работники, молодёжное представительство


II. Пояснительная записка

Хорошее здоровье, ощущение полноты,
нестощимости физических сил - важнейший источник
жизнерадостного мировоспитания , оптимизма,
готовности преодолеть любые трудности.
В.А.Сухомлинский.
Развитие нравственной, здоровой личности, способной творчески реализовать свои возможности, заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти своё место в школе и жизни - одна из приоритетных целей деятельности общеобразовательного учреждения. Достижение этих целей предполагает создание условий , ориентированных на укрепление и сохранение морального, духовного и физического здоровья обучающихся, обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса, формирование физической культуры и пропаганде здорового образа жизни. За последние десятилетие распространение наркомании в России приняло угрожающие размеры, и связано это с экономической и социальной нестабильностью, обеднением социально значимых духовных ценностей, утратой молодёжью жизненных перспектив. Все эти процессы сочетаются с формированием в окружающем информационном поле привлекательной для несовершеннолетних и молодёжи наркотической субкультуры, что приводит к большому вовлечению и употреблению наркотиками. Наиболее опасным возрастом наркотического дебюта является подростковый возраст. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования, подражания взрослому поведению, самоутверждению в среде сверстников. Одним из результатов злоупотребления наркотиками следует считать не только школьную дезадаптацию, но и широкое распространение асоциального поведения и рискованных форм сексуально – дивиантного поведения, которое наносит непоправимый вреднее не
только психическому , но и репродуктивному здоровью будущих родителей.
Профилактика наркотической, алкогольной зависимостей, заболеваний, асоциального , нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков и молодёжи навыков здорового жизненного стиля, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих развитию личности ребёнка. Мероприятия по профилактике аддитивного поведения и формирования здорового образа жизни могут проводиться в различных формах с привлечением различных организаций, способствующих комплексному охвату обучающихся.
Программа разработана с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние всех составляющих здоровья обучающихся, просвещения
и приобщения родителей к решению проблемы антинаркотической профилактики, активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек , внедрение инновационных методов профилактики наркотического и асоциального поведения обучающихся. Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам на основе усиления ответственности личности в использовании психоактивных веществ(ПАВ), создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы. Одним из важных направлений организации деятельности по реализации программы является просветительская работа с родителями( законными представителями) обучающихся.
Разработка программы строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной, социокультурной и психической адекватности, практической целесообразности.

III. Цели и задачи программы.

Целью программы является создание системы работы по профилактике наркомании и асоциального поведения несовершеннолетних и наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

- пропагандирование преимущества здорового образа жизни;
-формирование у детей и подростков, молодёжи и взрослого населения антинаркотического мировоззрения, негативного отношения к наркотикам;
-обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;
-предупреждение употребления ПАВ детьми и подростками;
-профилактика правонарушений и преступлений. асоциальных явлений в ученической среде;
-организация просветительской работы среди родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
-улучшение духовно-нравственной культуры в обществе.


IV. Нормативно – правовая база

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
Конвенция о правах ребёнка 1996г.
Государственная программа Курской области «Профилактика наркомании и медико-социальная реабилитация больных наркоманией в Курской области»( постановление Администрации Курской области от 23.10.2013г. №772-па
Целевая программа Беловского района «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы»
Устав школы.
Локальные акты школы по здоровьесбережению
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй( приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г.№90/30-16)
Приказ МО РФ, Минздрава РФ, Госкомстарта и РАО от 16.07.2002г. №2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»
V. Принципы организации деятельности
Принцип многоаспектности: сочетание различных направлений целевой деятельности, где ведущими аспектами являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический

Принцип дифференциации: учёт возрастных особенностей специфики работы с детьми разных возрастных групп


Принцип идентификации: устойчивое отождествление себя со значимыми другими, стремление быть похожими на него

Принцип следования нравственному примеру: следование возможной модели выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образцу ценностного выбора


Аксиологический принцип: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, таких как Жизнь, Человек, Здоровье и других , здоровом образе жизни, уважение к человеку, которые являются регуляторами их поведения, морально – эстетическим барьером формирования асоциальных форм поведения.

Принцип диалогического общения со значимыми другими: формирование ценностей через диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителями и другими значимыми взрослыми, признание и безусловное уважение права воспитанника свободно выбирать ту ценность, которую он полагает как истинную.

VI. Организация деятельности по реализации программы
1. Участники программы:
Обучающиеся 1-11 классов
Классные руководители
Родители
Учителя-предметники
Медицинские работники
Молодёжное представительство 10-11 классов ( волонтёрский отряд)
2. Сотрудничество школы с другими учреждениями

Учреждения
Задачи и направления
Формы взаимодействия

ФАП Профилактическая и разъяснительная работа Профосмотры, визуальное обследование
Районная поликлиника Профилактика заболеваний Профосмотры, медицинская помощь
ПДН, КДН Профилактика наркомании и асоциального поведения Беседы, лекции
Отдел по делам молодёжи и спорта администрации района Организация физкультурно- оздоровительной деятельности Оздоровление школьников в санаториях, детских лагерях, спортивные соревнования

АОАО «Гарант» Организация оздоровления обучающихся Поездки на море за счёт предприятия

Дом творчества Организация физкультурно- оздоровительной деятельности Спортивные секции на базе школы


3. Информационное обеспечение
Обеспечение доступа к информационным Интернет-ресурсам;
Выпуск школьных газет, бюллетеней; анкетирование обучающихся;
Организация массового просмотра аудио и видеоматериалов по тематике;
Использование ИКТ на уроках и внеурочное время;
Размещение на сайте школы материалов по формированию ЗОЖ
Развитие системы просвещения и приобщения родителей к решению проблемы антинаркотической профилактики;
Внедрение инновационных методов профилактики
4. Работа с педагогическими кадрами
Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседании методического объединения классных руководителей
Ежедневный контроль успеваемости со стороны классных руководителей
Повышение квалификации педагогов через прохождение курсов, участия в семинарах
Обобщение и распространение опыта работы педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий, формированию ЗОЖ
Включение в план работы школы мероприятий по профилактике наркомании, ПАВ, асоциального поведения среди несовершеннолетних
Внеурочная деятельность педагогов по вовлечению обучающихся кружки, секции, организация досуга

5. Работа с обучающимися

Направления деятельности Формы работы
Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности Соблюдение гигиенических норм требований к объёму учебной внеурочной нагрузки
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной деятельности Спортивные соревнования, спортивные секции, Дни здоровья, спортивные праздники, эстафеты, конкурсы, День туриста, конкурс «Самый здоровый класс», летний оздоровительный лагерь, оздоровительные походы, поездки, экскурсии, прогулки, велотуры, отдых в санаториях, лагерях
Профилактика травматизма Занятие по правилам дорожного движения, выступления сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурсы рисунков, плакатов, тематические уроки, беседы по технике безопасности
Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек Тематические уроки, классные часы по профилактике наркомании, алкоголизма и курения, выпуски информационных бюллетеней, выступление агитбригады, выставки рисунков, плакатов, конкурсы эмблем, рекламы, рекламной продукции ЗОЖ, тематическая неделя «Мы за здоровый образ жизни!», фотогазета «Здоровым быть – здорово!», клуб «Здоровячок», встречи с врачом-наркологом, инспектором ПДН.

6. Просветительская работа с родителями

Организация родительского лектория по пропаганде ЗОЖ, профилактике асоциального поведения и недопустимости использования наркотических средств
Организация просвещения родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
Организация совместной деятельности педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, занятий по профилактике вредных привычек.
7. Методическое обеспечение
Приобретение необходимой научно-методической литературы для педагогов и родителей;
Составление картотеки видеоматериалов и презентаций по теме: «Профилактика наркомании и асоциального поведения обучающихся»
Пополнение методической «копилки» классных руководителей ;
Структурирование учебных программ, разработка программ внеурочной деятельности, рабочих программ дополнительного образования по спортивно – оздоровительному направлению
Использование Интернет –ресурсов
Финансовое обеспечение
Привлечение средств отдела по делам молодёжи и спорта администрации Беловского района с целью проведения массовых спортивно-оздоровительных мероприятий на базе школы;
Привлечение спонсорских средств предприятий , добровольных средств родителей для оздоровления учащихся

VII. Критерии эффективности реализации программы
- увеличение социальной компетентности ( межличностные отношения, самодостаточность и твёрдость в сопротивлении);
-развитие у обучающихся позитивных отношений с окружающими, приобретения умений адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы;
-создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе;
-динамика развития здоровьесберегающей культуры обучающихся;
- отсутствие обучающихся, состоящих на учёте у врача-нарколога и других видах профилактического учёта

VIII. Прогнозируемый результат деятельности

Физически, психически, нравственно здоровый, морально устойчивый , адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник общеобразовательной школы.

IX.Контроль, анализ и коррекция хода деятельности и результатов
Контроль и управление над реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе совместно с учителем ОБЖ, классными руководителями
Мониторинговые исследования результатов реализации программы в процессе внутришкольного контроля администрацией школы и определение перспектив
Повышение роли дополнительного образования детей
Заслушивание итогов деятельности по реализации программы на заседаниях педсовета, Совета профилактики Совета социокультурного центра
Анализ учебной и внеучебной деятельности по здоровьесбережению, коррекции хода деятельности
Литература.
Вострокнутов Н.В.Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска.- Москва, 2004.
Гордеева В.В., Викулова Г.И. Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. –Вып 5, Волгоград; Учитель,2008
Гусева н.А, Шпиленя Л.С. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних.- Москва,2004
Уварова С.В. Планирование воспитательной работы по направлениям. Направление «Здоровье», Классный руководитель, Москва,2011
Харитонова Н.К. Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет-сети,-Москва, 2001.